Нет предела совершенству

От простого к сложному: эволюция интеграций ИТ-систем

Эволюцию интеграций можно сравнить с эволюцией товарно-денежных отношений. Сначала был натуральный обмен, потом появился промежуточный эквивалент: кожа, дерево, драгметаллы, а позднее наличные и электронные деньги (в том числе, коэны), которые даже нельзя пощупать :) Так же, как и обмен ресурсами, эволюционировал и обмен информацией. 

Итак, первая  интеграция ИТ-систем  была реализована обычной связью между двумя компьютерами с помощью проводов, бумажных перфокарт или магнитных лент. Современное же  единое информационное пространство обеспечивает гарантированный обмен данными для систем и пользователей, которые могут находиться в разных точках планеты или даже в Космосе ;) 

Дальше была прямая двухточечная интеграция между двумя системами. И это прекрасно работало в небольшом масштабе. Но с ростом количества систем сложность их объединения росла экспоненциально. Представьте, что у вас есть 2 системы. Для их взаимодействия требуется только один двунаправленный интерфейс. Но с 6 системами нужно уже 15 интеграций! Это не только усложняет саму настройку, но также влияет на возможность избегать ошибок и поддерживать ИТ ландшафт в работающем состоянии.

Такое усложнение привело к появлению корпоративных сервисных шин ESB (Enterprise Service Bus), которые обеспечивали эффективное взаимодействие выросшего количества приложений. Собственно ESB сфокусирована на интеграции между бекенд-системами и выполняет функции конвертации форматов данных, трансформации данных, обработки ошибок, обеспечивает надежность взаимодействия и централизованное управление всеми интерфейсами. Принцип работы ESB основывается на адаптерах, соединяющих различные системы друг с другом независимо от того, на каких протоколах они изначально взаимодействуют.

По мере развития технологий и усложнения цифровых сервисов и приложений, стандартного функционала ESB стало не хватать. Следующим шагом на пути эволюции стала сервис-ориентированная архитектура (SOA). Это парадигма, позволяющая использовать слабосвязанные распределенные компоненты (сервисы) со стандартизованными интерфейсами.  По сути, эти модули реализуют готовые бизнес-функции, например, проведение закупок, заведение контрагента, открытие счета, оформление пропуска, и другие. SOA включает в себя ESB как одну из компонент и обеспечивает реализацию, так называемой, бизнес-сервис интеграции.

Всеобщая  диджитализация привела к дальнейшему развитию цифровых каналов и сделала еще более популярным подход, применяемый для интеграции интерфейсов прикладного программирования (API). Легкий и простой протокол REST API, лежащий в его основе, использует только те данные, которые необходимы для взаимодействия между системами. А еще одной его “киллер-фичей” является то, что API-интерфейсы обращаются к http в качестве транспортного протокола. То есть с помощью простого запроса в виде ввода адреса в браузере, вы можете получить, например, информацию о контрагенте или поставщике.

А сейчас на гребне волны - микросервисы. Каждый из них участвует в собственном процессе и взаимодействует с остальными посредством http. Эти сервисы построены вокруг бизнес-потребностей и развертываются независимо с использованием полностью автоматизированной среды. Эти микросервисы могут быть написаны на разных языка и применять разные технологии работы с данными. Адептами- популяризаторами этой парадигмы стали такие ИТ-гиганты, как Google и Amazon. 

Что характерно, даже последние тренды в интеграции по-прежнему объединяются вокруг ESB, расширяя возможности информационного взаимодействия как внутри, так и за пределами организации.

Несомненно, что это еще не высшая точка эволюции интеграций.

Наша компания разработала собственную платформу, которая вобрала лучшие практики из всех этапов становления интеграционных взаимодействий. Платформа зарегистрирована в реестре российского ПО и является полностью отечественной разработкой. Разумеется, в ней  реализована самая современная архитектура управления интеграциями. В связке с API Gateway, слоем микросервисов, а также набором классических адаптеров она позволяет организовать надежный и быстрый обмен информацией как внутри организации, так и с внешними партнерами.

Для одного из наших клиентов, ДОМ.РФ, мы разработали Единую интеграционную систему управления и распространения данных (ЕИСУРД). В результате создания ЕИСУРД была решена задача по систематизации и повышения качества справочной информации, используемой для управленческого учета, российского бухгалтерского и налогового учета, международных стандартов финансовой отчетности. Обеспечено предотвращение потерь от использования неактуальной, противоречивой, неполной, дублируемой справочной информации. Гибкое решение на базе интеграционной платформы обеспечило снижение затрат на взаимодействие информационных систем и расширило возможности адаптации к изменяющимся требованиям бизнеса. Например, уже в процессе реализации проекта, добавились задачи по обеспечению обмена данными между системами Дом.РФ и Банк Дом.Рф.




Group 36 Group 36 Group 16 ic_8 ic_9