Импортозамещение

Сможем ли мы заменить проприетарные “бургеры” на православные “блины с икрой”?

Тему импортозамещения в России можно сравнить с натянутой струной - она тонкая и напряженная) С одной стороны есть надежные, проверенные временем решения от иностранных вендоров, а с другой - осознанная необходимость ухода от санкционной зависимости и благое дело по развитию отечественного ИТ ;). Давайте поразмышляем, какие шансы есть у нас стать вполне самодостаточными и независимыми, со своими конкурентоспособными технологическими решениями, при что программируем мы лучше всех в мире ;) (спойлер - они вполне себе велики;)

Вообще, попытки импортозаместиться в нашей патриархальной стране предпринимаются давно, но волнообразно. Сейчас у нас очередной всплеск :) Несмотря на то, что целые отрасли или отдельные предприятия загорались идеей, предпринимали значительные усилия, тратили немалые деньги, но в финале не добивались желаемого результата. Так чего же не хватало? Отчасти это объяснялось отсутствием необходимого “железа” и так называемой “лоскутной” цифровизацией без единых технологических стандартов.  

Как говорится в России, “Гром не грянет - мужик не перекрестится”, так и импортозамещение вынуждает “креститься” каждый раз, когда возникают кризисы мирового масштаба. Вспомним, в частности, 1998 год, когда импортное оборудование и ПО враз стало недоступным. 

Новый толчок импортозамещению дал экономический кризис 2008-2009 г.г. Наконец-то сформировалось понимание необходимости развития собственных информационных технологий и постепенного отказа от импорта. Оно породило “Концепцию долгосрочного развития страны до 2020 года” и закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Но все еще оставалось на уровне “поговорить” :(.

Следующим импульсом для импортозамещения стали события 2014 года, когда Запад ударил санкциям по Крымской наковальне. В ответ, власти РФ лишили нас пармезана и хамона. Все это привело к тому, что в 2015 году Правительственная комиссия определила ИТ-отрасль как остро нуждающуюся в импортонезависимости.

С 2016 года начали действовать новые правила закупки ИТ для госорганов и госкомпаний. Теперь они обязаны отказываться от закупки иностранного ПО в случае, если есть российский аналог. Приобретение же зарубежных ИТ-продуктов требует специального обоснования. В то же время стартовал Реестр российского ПО, включение в который подтверждает локальное происхождение софта.

В 2019 году тренд на массовый переход на российское ПО сошел практически “на нет”. Уровень импортозамещения в ИТ впервые снизился, если опираться на официальную статистику. Доля закупок российского софта в госорганах упала с 62,2% в 2018 году до 55% в 2019-м, а в госкомпаниях — с 65,2% до 38,9%.

В 2020 году правительство продолжило форсировать импортозамещение в ИТ, предоставив преференции российским разработчикам. Среди наиболее значимых изменений можно выделить принятое в сентябре 2020 года решение причислить ПО госкомпаний к субъектам критической информационной инфраструктуры (КИИ). Для них становится обязательной миграция на российский софт к 2024-2025 годам. Кстати, в число организаций, относящихся к КИИ, вошли также многие крупные промышленные компании и банки.

Помимо этого, для поддержки российских разработок ИТ компаниям предоставляются особые условия и специальные налоговые льготы. Благодаря им отрасль может быстрее привлекать инвестиции и специалистов. Которые, между прочим, самые награждаемые в мире, а значит - и самые крутые ;)

На сегодняшний день, в Реестре российского ПО уже собрано более 11 000 работоспособных и эффективных решений. И одно из них - наша Платформа цифровой трансформации PoDT. Она создана исключительно на базе собственных разработок и open-source технологий и позволяет решать практически любые задачи в области автоматизации бизнес-процессов, интеграционных взаимодействий и создания новых сервисов. Платформа может функционировать на разных ОС, включая полностью отечественную Astra Linux Common Edition. Тем самым Севен Груп  может предложить рынку полностью импортозамещающее решение - от железа и до развернутого на нем системного и прикладного ПО.




Group 36 Group 36 Group 16 ic_8 ic_9